Блог
2023-08-31 09:10

Дизайн-мышление: новые инструменты для стратегического планирования

В методологии дизайн-мышления есть десятки полезных инструментов для поддержки различных форматов совместной работы. Не верите? Тогда добро пожаловать в нашу библиотеку, которая постоянно пополняется, в том числе за счет наших авторских разработок. И зачастую активатором появления новых инструментов становятся интересные и нетривиальные задачи, для решения которых готовые варианты не очень подходят.
Одним из наших летних проектов стала двухдневная стратегическая сессия для компании — лидера в сфере цифрового образования. Команда «Центра дизайн-мышления» помогала коллегам провести интенсивную работу по формированию стратегии будущего года.
Для того, чтобы мероприятие прошло максимально эффективно, мы разработали под задачу новые методы и инструменты. Они помогли командам заказчика, представлявшим отдельные департаменты, структурировать мышление и синхронизировать стратегические планы подразделений.

Операционный бизнес — прибыльный бизнес

Одна из основных задач крупной компании — соблюдение ключевых показателей эффективности операционного бизнеса, а также обещанных инвесторам метрик. Как при росте масштаба не терять темп и влиять не важные показатели роста? Какие функции компании помогут максимально повлиять на изменение ключевых метрик? И какие направления трансформации взять в работу?
Дизайн-мышление — это интуитивно понятный и эффективный подход к организации деятельности команды. Даже, если на большую работу есть всего лишь два дня, цикл и последовательность этапов дизайн-мышления помогают нам выстроить эту деятельность с пользой для результата.
Чтобы помочь командам работать с такой сущностью, как «метрики», мы разработали простой канвас (шаблон) для совместной работы направления «Операционный бизнес», где представили мыслительный путь команды:
  • фокусировка на ключевых метриках, за которым надо следить
  • нужные подразделениям ресурсы, чтобы их выполнить
  • конечные результаты
Вот так выглядит подобный шаблон для команды:
Возможно, и у вашей компании стоят те же задачи, что и у нашего клиента. И в какой-то момент вам понадобится «освежить» фокусировку на способах влияния на ключевые метрики операционной работы: валовый доход, прибыльность, оборачиваемость и другие.
Как дизайн-мышление дружит с операционным бизнесом? Очень просто! Дизайн-мышление — это модель организации совместной работы по любой теме, которая включает все необходимые этапы для решения задач, такие, как исследования, или тестирование.
В этом кейсе мы применяем систему «дизайн-мышления» к работе с операционными показателями бизнеса и, фактически, остаемся в том же формате этапов работы, которые рекомендует дизайн-мышление.
Делимся пошаговыми рекомендациями, как работать с канвасом «Операционный бизнес»:
  1. «Эмпатия». Соберите команду ведущих подразделений операционного бизнеса. На старте проведите интервью с директором (проявите к нему эмпатию!) — уточните, какие метрики больше всего влияют на развитие бизнеса и какие точки сейчас наиболее «больные».
  2. "Фокусировка" Отпустите директора и поблагодарите его за ценные мысли. Обсудите с командой рабочие инструменты, которые могут улучшить метрике. Отметьте их на канвасе в блоках «Инструменты». Так как групп инструментов может быть несколько, на канвасе выделено три таких блока. В первом могут быть инструменты маркетинга, во втором — работы с персоналом, а в третьем — какие-то другие (например, финансовые) инструменты оказания воздействия на ключевые метрики.
  3. «Генерация идей». Обсудите с командой, какие подразделения могут максимально воздействовать на достижение ключевых метрик. Сформулируйте идеи того, какие «зоны влияния» и их форматы можно реализовать в дальнейшем плане работ.
  4. «Реализация». Обсудите блоки «Требуемые ресурсы» и «Результаты». На стикерах закрепите ключевые вещи, которые понадобятся вам, чтобы двигать ваш бизнес и мир вперед!
Разработка методологии — непростое упражнение, которое требует от ведущих хорошего знания и опыта в управлении командной работой, а также в организации процессов совместной работы. Путешествие команды по такому шаблону должно быть интуитивным, простым и понятным, не затрудняя, но помогая команде двигаться вперед, создавая «ментальную карту» такого пути.

Матрица инновационный амбиций – карта приоритетов

Следующая «ментальная карта», о которой мы расскажем — «Матрица инновационных амбиций». Этот шаблон стал универсальным инструментом для того, чтобы сформировать общую стратегию для ключевых департаментов компании на 2024 год.
Матрицу инновационных амбиций (Innovation Ambition Matrix) впервые представили в статье Harvard Business Review за 2012 год исследователи и консультанты Банси Магджи и Джефф Тафф (Bansi Magji, Geoff Tuff) как инструмент управления инновационным портфелем продуктов. Авторы создали ее на основе матрицы управления Ансоффа, стараясь продемонстрировать три типа стратегий, которые должны быть представлены в компании для достижения устойчивого лидерства.
В нашем случае матрица помогла продуктово-ориентированной и цифровой компании пересмотреть свои планы на 2024 год с точки зрения трех ключевых приоритетов: текущей работы, стратегии развития смежной деятельности, а также не упустить ключевые инновации (трансформационная стратегия), которые будут двигать и функциональное подразделение компании, и саму компанию в перспективе 1−3 лет.
Обычно, планы — это тяжеловесные документы, в которых хочется сказать всё об всем. Как сделать так, чтобы планы вдохновляли? «Матрица инновационных амбиций» помогла командам выделить приоритеты и поделиться ими с другими, объединив усилия на ключевых направлениях.
Вот так в нашем арсенале появляются новые инструменты, которые мы «допиливаем», совершенствуем и используем в дальнейшей работе. Дизайн-мышление — это универсальный и очень эффективный подход к организации совместной работы, который ориентирован на адаптацию и кастомизацию всевозможных инструментов для ее поддержки.
Статьи Новости