Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Экспертная команда Центра дизайн-мышления создаст индивидуальную программу для вашей компании по освоению метода дизайн-мышления и применению его в самых разных областях
Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей

Феномен дизайн-мышления: от креативной методологии к новой организации труда (часть 2)

Дизайн-мышление как панацея
А проблем накопилось немало. Первой проблемой с которой столкнулись практики на заре зарождения методологии дизайн-мышления (читай: нового процесса совместной работы, которые решает застарелые проблемы) были проблемы эффективности рабочих процессов. Вот компания, и всё, вроде бы хорошо — в ней есть люди, которые занимают свои места в организационной модели, есть компетенции, которые они должны применять в своей работе, есть процессы, которые описывают, как им действовать. Но, к сожалению, развивается такой организм не так быстро, как можно было бы ожидать. А ведь бизнес — это развивающаяся система. Нет развития — нет бизнеса.
В традиционной корпоративной модели управления люди оказываются заперты, как в клетке — в своих функциях и ролях, в своей ключевой компетенции, в рамках субординации между отделами и должностями. Можно сказать, что чем больше порядка, тем больше ограничений и возможности сделать что-то иначе
Брюс Нуссбаум (декан Ротмановской Школы Бизнеса) в свей работе по креативному интеллекту утверждал, что в обычном рабочем режиме офисный сотрудник задействует чуть больше 2% креативной энергии своего головного мозга. Не очень хороший результат, особенно, если посмотреть на объем фонда оплаты труда за работу специалистов. За что же платят компании? За креативный потенциал и построение «зарабатывающего бизнеса» или за проведенные рабочие часы?
Отсутствие инициативы, «спящий» креативный потенциал, конфликты и низкий уровень кооперации подразделений в проектах, а также длинные иерархические цепочки принятия решений — всё вместе дает нам картину не развивающейся и зарабатывающей, а стагнирующей деятельности
Как же оживить рабочий процесс и вдохнуть в него жизнь? Простой вопрос, за которым стоят большие амбиции. Идею ревитализации рабочего процесса упаковали в новый формат цикла рабочей деятельности — от погружения в опыт пользователей до гибких экспериментов («прототипирования») и нового цикла принятия решений, а также распределения ролей.
Вот, что предлагает дизайн-мышление, чтобы побороться с перечисленными выше проблемами совместной работы и ревитализировать рабочий процесс:

  • Дизайн-мышление предлагает разбить всю работу на содержательные такты совместной деятельности — «эмпатию», «фокусировку», «генерацию идей», «прототипирование» и «тестирование». Допуская разницу в названиях (где-то это «анализ и синтез», где-то — «конвергенция и дивергенция»), мы можем сказать, что это набор этапов в «цикле совместной работы», такой, чтобы дать возможность и работникам, и руководителям наглядно и в простой форме продемонстрировать, каков процесс и какие этапы нельзя забыть.

  • Идея включить в рабочий процесс «эмпатию» старается привнести в работу элемент вдохновения и пользы. Очень сложно сдвинуть работу команды без сильной и простой идеи, поэтому идея «создания полезных продуктов и услуг для людей» серьезно простимулировала выдвижение индустрии продуктовых и сервисных инноваций вперед. Люди хотят работать в компаниях, где деятельность носит простой и понятный смысл и миссию!

  • Еще интереснее разворачивается тема с «прототипированием». В чем смысл этого тапа, что стоит за ним? Давайте задумаемся. Действительно, когда мы говорим о прототипировании, то мы говорим не только об экономии ресурсов и времени, но о вере в творческие возможности человека и о праве на эксперимент! Дизайн-мышление легализовало действия, которые в традиционных схемах организации работы нелегальны. С открытием мира цикла дизайн-мышления каждый теперь может совершить что-то полезное и попробовать сделать это своими руками вне зависимости от места в иерархии, опыта, знаний или специализации в организации. Прототипы для улучшения новых продуктов и услуг получили возможность делать абсолютно все работники в, где осведомлены о дизайн-мышлении, оно принято и развивается.

  • Идея «ошибки и неверного шага» также оказалась полностью пересмотрена с легализацией рабочих процессов по принципам дизайн-мышления. Известно, что отсутствие экспериментов ведет к стагнации и «схлопыванию» достаточного темпа развития. Как же сделать так, чтобы ошибки вели компанию к росту? Ведь именно страх ответственности приводит к отсутствию экспериментов. Короткие циклы, «такты деятельности», такие, как дизайн-мышление за 1 день или дизайн-мышление за 2 дня помогают снять ответственность за решение больших вопросов и запуск крупномасштабных процессов. Возможность увидеть «картину в целом» и легально сделать что-то за столь короткий промежуток времени, выполняет роль супер-эффективного акселератора при подходе к «тяжелому снаряду» со сложными и большими проектами. Конечно же, понимание общего цикла работы дает возможность быстро сработаться команде, а также синхронизировать свои позиции без излишнего давления ответственности.
Надо отметить, что цикл дизайн-мышления можно пройти за 15 минут, а можно — за дни или месяцы, потому что каждый из этапов является элементом интуитивного и здравомысленного пути совершения совместной полезной работы — от исследований до фокусировки на главном и совершении такта проектирования и тестирования с пользователями. Что бы вы ни делали, вы будете организовывать свою работу по дизайн-мышлению. И лучше, если вы будете об этом знать, чтобы не забыть какой-то важный и содержательный элемент. А обычно, забывают о многих неочевидных или затратных шагах — например, о достаточном внимании к исследованию проблем своих пользователей.
В мировой практике дизайн-мышление стало уникальным и крайне востребованным в старшем школьном и высшем образовании, потому что помогает студентам познакомиться с циклом деятельности, как на «рентгеновском снимке» увидеть, как выглядит совместная работа, узнать, какие элементы должны быть обязательно внедрены в деятельность и как стараться сделать так, чтобы принести пользу людям с минимальными усилиями, быстро и точечно попадая в проблемы пользователей.
Креативное мышление — это тоже не дизайн-мышление?
В завершение нашего рассуждения хочется сказать еще об одном заблуждении применительно к практике дизайн-мышления: дизайн-мышление действительно чаще всего путают с одним из методов так называемого «креативного мышления». С подходом, который помогает быстро раскачать нашу творческую функцию с помощью ассоциаций, инсайтов и прочих инструментов, которые есть в чемоданчике метода.

Действительно, дизайн-мышление по своему названию подталкивает нас к тому, чтобы, с одной стороны, связать его с чем-то креативным, а, с другой, пойти по пути сравнения с уже знакомыми методиками творческого мышления, которыми наполнена самая разнообразная тренерская, детская и другая образовательная литература. Тысячи способов ассоциативного мышления, латерального и других видов помогают нам быстро придумать нетривиальные идеи и необычные штуки. Каждый, кто хотя бы немного знаком с методом дизайн-мышления скажет, что, кажется, это не совсем про дизайн-мышление.

Главная ценность метода дизайн-мышления заключается в позитивной идее человека, а точнее в том, что любая деятельность должна быть строго направлена на то, чтобы принести пользу. Неполезные, хотя и нетривиальные решения точно не в фокусе этой методологии.

Как мы уже с вами говорили, дизайн-мышление не направлено на то, чтобы стимулировать спонтанный креатив или умножать количество идей на выбор. Дизайн-мышление — это концептуальная форма процесса деятельности, её ДНК, которую легко представить себе в последовательности из 6-ти этапов.
Идея и философия дизайн-мышления присутствуют во множестве современных практик организации рабочего процесса. Гибкие методы работы или Аджайл, Скрам, или Лин стараются решить всё те же проблемы и бьют в одну цель – максимально раскрепостить рабочий процесс и высвободить креативную энергию работников
В своей книге «Креативная уверенность» евангелист дизайн-мышления Дэвид Келли уделяет внимание именно этому аспекту — он говорит о готовности людей к тому, чтобы сделать что-то, и вообще о желании действовать. Проблема в организации рабочих процессов даже не в том, что их нет или они не так организованы, а в том, готов ли человек к действию вообще? Есть ли у него страсть, запал, любопытство? И как окружающие, а также внешние условия, могут эту «креативную уверенность» и интерес к решению задач поддержать?
Однако, всё-таки стоит оставить за дизайн-мышлением возможность быть креативной методологией. Действительно, последовательность из цикла шагов, которые можно было бы быстро «пробежать» за несколько часов или за 1 день, можно использовать для поиска творческих решений на основе опыта реальных пользователей. Главный компонент такого брейншторма будет заключаться в том, чтобы работа шла на хорошо подготовленной исследовательской базе — инсайты и проблемы людей должны быть реальными, а не вымышленными, а участники готовыми к тому, чтобы поверить своим пользователям и быть готовым опереться в своей работе на первоисточник.

Но это тема для отдельной статьи, в которой мы сможем поговорить о самой возможности «эмпатии» и ограничениях, которые ждут практиков на пути применения исследовательских методологий в своей работе.

Несмотря на знакомство многих с темой, этапами и приемами дизайн-мышления, метод во многом остается в тени своего «креативного» названия, не давая быстро и просто полностью раскрыть и осознать его потенциал.

Все в методе немного не так, как мы видим издалека. Вместо дизайна — метафора совместной деятельности, вместо погружения в опыт пользователей — право на раскрытие креативного потенциала и манифест в веры в креативные возможности человека.

Дизайн-мышление — философия организации совместной деятельности, которая очень метко, кратко и ёмко пытается решить больные проблемы традиционных подходов к организации совместной работы. Полное и точное осознание этих возможностей, осмысленный подход к построению совместной деятельности даёт организациям шанс на значимое конкурентное преимущество перед теми, кто прошел мимо и не смог оценить потенциал, который кроется в принципиальном изменении цикла рабочего процесса, опирающемся на вызовы времени.
Поделиться: