Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Экспертная команда Центра дизайн-мышления создаст индивидуальную программу для вашей компании по освоению метода дизайн-мышления и применению его в самых разных областях
Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей

Феномен дизайн-мышления: от креативной методологии к новой организации труда (часть 1)

Действительно ли мы знаем о дизайн-мышлении всё? По данным Google Trends, интерес к дизайн-мышлению в мире продолжает расти. За 10 лет количество запросов выросло более, чем на 1000%. Кто-то говорит, что кое-что знает об этом методе и продолжает практиковать, а кто-то утверждает, что мода на дизайн-мышление уже прошла. Хайп сменяет моду, а мода формирует привычки — посмотрим, полезна ли привычка «мыслить, как дизайнер» и какое место методология дизайн-мышления действительно занимает в философии и организации современных рабочих процессов.
От дизайна — к деятельности
Первые опыты формирования языка и методологии «дизайн-мышления» относятся к 60-м — 70-м годам 20 века. Герберт Саймон, Роберт МакКим, Ричард Бьючанан, Виктор Папанек и другие ученые и методологи обратили свое внимание на практику и процесс совместной деятельности, ее этапы, инструменты и общую методологию для того, чтобы дать тем, кто работает в бизнесе, шанс на более эффективную постановку целей и на то, чтобы подготовиться к быстрому, устойчивому и (мы теперь знаем) цифровому будущему.
Но почему мы говорим о «деятельности», ведь в названии метода мы читаем слово «дизайн»?
Первая трудность перевода встречает нас на самом старте знакомства с методологией. Дело в том, что лучшим переводом для русского понятия деятельности в английском языке является не «activity», а «design» — то есть проектирование, содержательная работа, направленная создание конечного и (по умолчанию) полезного продукта.
Для тех, кто знаком с международными академическими работами в области дизайна, такое понимание не ново. А вот для практиков и просто интересующихся связка «дизайна-деятельности» не только неочевидна, но и сложна для понимания.
Дональд Норман еще больше приземляет понятие дизайна к практике совместной деятельности, уходит от академических понятий и на простом языке говорит о дизайне как и о «практике создания вещей», чтобы не только подчеркнуть концентрированную сущность деятельности в форме «дизайна, но и уйти от второго барьера в понимании того, что мы называем design, который мешает ощутить всю силу дизайн-мышления не только для тех, кто говорит на русском языке, но и для всех остальных.
Итак, дизайн — это практика совместной деятельности по созданию продуктов или услуг, которая может быть организована различными способами. Какой способ более эффективный сейчас и как компаниям преуспеть в практике организации совместной работы, чтобы успеть за конкуренцией?
Дизайн с частицей «не»
В работах Нормана дизайн не случайно стал практикой «создания вещей». Он пытался разрешить те же барьеры с термином «дизайн», которые в свое время обозначил нобелевский лауреат по экономике Герберт Саймон, утверждавший, что развитию «науки о деятельности» или «design science» мешает само ее название.
Обыденное представление о дизайне как практике работы художников, креативных работников, или иллюстраторов загоняет нас в ловушку представлений о дизайне как об определенном виде творческой активности, которая замкнута в собственных рамках
Вы работаете не в студии? Значит вы не дизайнер и дизайн вам вряд ли пригодится в работе. Кажется, что едва ли ни каждый автор, который высказывался о дизайне, сказал хотя бы пару слов о том, что это не так и что дизайн — это не вид ремесла или профессии, а в том числе обозначение деятельности самой по себе.

Но почему же все-таки «дизайн»? Дело в том, что процесс работы творческих специалистов в свое время стал лабораторной (и очень удобной) для наблюдений за средой, где можно разложить процесс деятельности на составные части, где время производства продукта от идеи до тиража ограничено вполне компактными рамками, которые позволяют увидеть множество экспериментов и многократно пронаблюдать раз за разом повторяющиеся итерации. И где роль креативности так высока. Давайте заглянем в лаборатории дизайнеров, чтобы понять, как улучшить процессы совместной деятельности в других областях — именно так звучал лозунг 70−80-х годов. Именно в этот период начинают развивать практики и методологии совместной разработки такие, как партисипаторное проектирование, дизайн для реального мира, сервис-дизайн и человекоцентричность.

Такой выбор дизайн-практики как «лаборатории» наблюдений за деятельностью тоже стал проблемой — дизайн-мышление сочли практикой, опирающейся исключительно на процесс творческой работы, который помогает создавать творческие решения. Если ваша работа не творческая — дизайн-мышление вам вряд ли поможет! Снова неверное утверждение, которое евангелистам и практикам метода раз за разом приходится опровергать, несмотря на солидную историю метода и его практического применения.

Однако, дизайн не является тем, за что его принимают — исключительно закрытой и лимитированной собственными границами практикой; деятельностью, привязанной только лишь к творческим индустриям, а также профессией, в которой вам обязательно придется много рисовать. Почему?
Дизайн как концентрированный опыт созидания
Открытый этимологический словарь в 2-х абзацах может кратко напомнить нам происхождение слова «дизайн» — от латинского «обозначать» и «помечать знаком» до средневекового английского и французского «составить план, разработать чертеж».

В источниках 1580 годов исследователи находят применение слова дизайн к «схеме или мыслительному плану», и совсем скоро в словарях 1630-х годов дизайн становится «рисунком, гравюрой или декоративной работой». Прикладной характер продуктов работы с этого момента и на долгие годы станет сдерживающим фактором в развитии дизайна и его исследований как концентрированного процесса совместной деятельности.

От том, как соединить эффективность процедур, времени и особенностей психологии работников задумался Фредерик Тейлор и его школа научной организации труда. В этот момент на рубеже 19−20 веков практика дизайна еще не стала такой вдохновляющей для исследователей, какой станет после 2-ой мировой войны.

После великих потрясений 20-го века рост интереса к изучению поведения, развитие социально-психологической школы и социальных наук обратили взор исследователей на поведение людей в процессе совместной деятельности. Самая прикладная область из возможных и самая сложная — попытка объединить в одной дисциплине изучение комплексного и многомерного мира Деятельности.

Чем так привлекателен оказался дизайн для исследователей и особенно для тех, кто взялся развивать концепцию «дизайн-мышления»?
Дизайн стал удобной метафорой процесса деятельности. Исследователи, академики и практики постарались выделить основные этапы интуитивного процесса совместной работы. Того, как мы начинаем и ведем свою работу и как приходим к результату
Инструменты и описанные приемы «дизайна», при всем воспринимаемом ограничении творческой практики, оказались востребованными как полезные эвристики для процессов совместной работы, вне зависимости от области практики или отрасли.
Дизайн смог выразить идею «универсальной формулы» деятельности, объединяя разрозненные науки и знания в едином формате «полезной работы».

Действительно, изучать то, как развивается деятельность, какие барьеры встречают команды на пути, как быстрее и эффективнее создавать продукты и услуги, оказалось крайне полезным для того, чтобы продвинуть инструменты созидательной практики вперед и дать компаниям и командам новые подходы, разработки и способы решения застарелых проблем.