Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Инструменты и компетенции
Дизайн-мышление
Компетенции будущего
Профессии
Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей
Первая профессия
Международные сертификаты
Клиентский опыт
New
New
New
New
New
Блог

Как принимать решения, не принимая решений?

Что бы вы ни решили создать, в любой деятельности повстречаются эти 5 задач, решение которых может превратиться в непреодолимые препятствия для вас и команды. Дизайн-мышление было создано для того, чтобы не только преодолеть, а скорее и не заметить этих барьеров, быстро и слаженно двигаясь вперед.

Итак, как дизайн-мышление помогает организовать эффективную и слаженную работу на каждой из 5 важных задач совместной работы?

Задача 1. Вовлечь всех причастных


Когда идея только пришла вам в голову, или была отдана вам на реализацию начальством, первым делом вам придется не только поверить в нее самому, но и передать эту веру всем, кто поможет вам ее реализовать. Своей команде, руководителям, дальним и близким стейкхолдерам из разных отделов. Лучший, и пожалуй, единственно эффективный способ вовлечения — сделать так, чтобы каждый почувствовал и осознал проблему, которую вы все вместе решаете.

Организовать сессию по дизайн-мышлению вместе с клиентами — это отличный способ для того, чтобы познакомить всех с методикой, вдохновиться новыми знаниями и увидеть проблему глазами пользователей. Для этого в дизайн-мышлении такое большое внимание уделяется непосредственной встрече с пользователями в режиме исследований.

Как вовлечь всех причастных и помочь провести проблематизацию?

image

Глубинные интервью, этнографические наблюдения в среде и беседы с покупателями в магазине или сервисном центре — все эти уникальные встречи помогают каждому участнику проекта пережить «моменты истины», проблематизации и осознания того, в чем проблема и что должно быть сделано для нового проекта.

Задача 2. Доказать правильность выбранного пути
image

Собранная в рамках сессии по дизайн-мышлению ценная информация о пользователях и их поведении станет единственной неколебимой основой для понимания проблем и выбора фокусировки проекта. В любой непонятной ситуации — обратитесь к цитатам пользователей, и все сразу поймут, какой путь движения верный.

Что поможет доказать правильность правильность выбранного пути?
image
Никаких сложных доказательств, никаких корпоративных войн и мучительных доказательств. Используйте только прямую речь ваших пользователей, чтобы доказать или обосновать позицию. А также самому не сбиться с пути в процессе совместной работы.

Задача 3. Выбрать направление движения
image

Третий сложный этап в проектах связан с тем, чтобы выбрать направление движения. Лебедь, рак и щука часто, если не всегда, присутствуют с нами на корпоративных совещаниях. Компромиссный, слабо осознанный или просто неверный выбор дальнейшего направления движения в скором времени погубит все светлые начинания проекта. Чем же в этом случае могут помочь инструменты дизайн-мышления?
image

Вернемся к стикерам на стенах! Цитаты пользователя натолкнут вас на множество ценных идей и помогут выбрать единственно верный курс. Не отказывайтесь от задумок раньше времени, не старайтесь выбрать только 1 направление движения. Наоборот, чем больше альтернатив вы сможете проверить в ходе проекта, тем больше вы узнаете и сможете реализовать. Разделите все идеи на те, которые можно воплотить прямо сейчас, которые проверите в среднесрочной перспективе и те, которые должны дождаться своего часа, чтобы появилась возможность их воплотить.

В своей работе мы используем инструмент Product Evolution Canvas для приоритезации идей.
Задача 4. Принять решение
image

От одной этой фразы в переговорке становится тихо, стикеры облетают со стен, а недавние крикуны, как по мановению волшебной палочки, становятся образцовыми молчунами. Почему это происходит? Страх большого количества работы, которую нам надо будет переделать после «принятия решения» больше всего блокирует наше движение вперед.

Как же избавиться от страха принимать решение? Психологи говорят, что избавиться от этого страха невозможно. Весь наш жизненный и профессиональный опыт подсказывает нам, что после принятия решений нужно будет тратить ресурсы и предпринимать различные усилия. А наш мозг и психика устроены так, чтобы экономить собственную энергию и ресурсы.

Что поможет принять решения, не принимая решений?
image

Дизайн-мышление предлагает интереснейший трюк — организовать работу команды так, чтобы «принимать решения не принимая решений»! Для этого необходимо разбить проектную работу на такие микроэтапы и незначительные, но интенсивные и разнонаправленные действия, чтобы дамоклов меч принятия решений и не мерещился нам. Микроэтапы называются «итерациями», а альтернативные действия — гипотезами, которые предстоит проверить на практике.

Задача 5. Перейти от слов к делу
image

Идеи и слова — с этим мы еще как-то научились справляться в защищенных и комфортных условиях совместных рабочих сессий с кофе и печеньками. А вот переход к активным действиям обычно становится мучительным для всей команды и для каждого из участников. На этом этапе нам снова мешает страх принятия решений и неуверенность в своих силах, которые рождают множество вопросов: «А правильно ли мы идем?», «А надо ли делать именно это?», «А что конкретно надо делать?» и «Кто скажет нам, что это нужно делать?»

В работе творческих специалистов, которые постоянно создают что-то новое и давно уже избавились от страха активных действий, есть большой помощник, который называется «прототипом». Страшно сделать что-то? Начни с малого и попробуй сначала создать простой макет своей идеи. А лучше — самых разных идей, который приходят в умные головы участников проектной команды.

Выберите дешевые подручные средства, конструктор, пластилин, картон, и другие предметы, которые помогут вам понять и продемонстрировать, как работает ваша идея. Вроде бы еще завод мы не строим, никаких больших и важных действий не предпринимаем, страх отступает и естественным образом происходит переход к активным действиям.

image

В этом заключается еще один важный трюк, который совершает практика прототипирования с нашим сознанием. Кажется, что «макеты» или «прототипы» это «не настоящие действия», а значит, бояться их не стоит. На самом же деле, именно в этих небольших, но важных действиях происходит наиболее ответственная, интенсивная и осмысленная работа.

Прототипы помогают нам понять, какие идеи не работают, а какие стоит еще додумать, что стало понятно пользователю, а что совсем не отработало в сценариях будущих клиентов, а также проверить все возможные альтернативы и идеи, приходящие в голову команде и руководству.

Не верите? Проверьте сами! Например, в теплом и гостеприимном пространстве "Центра дизайн-мышления» в Москве, где можно помечтать, подумать, поработать вместе и поэкспериментировать!
Статьи