Мы уже писали о масштабной сессии по дизайн-мышлению, которую эксперты ЦДМ провели для сотрудников государственных органов Республики Саха. Сейчас расскажем о ней более детально и поделимся кейсами, которые обсуждали на программе.
Важное место в нашей модели обучения занимает разбор реальных жизненных ситуаций. Это помогает увязать полученную теорию с тем, как, когда и зачем применять ее на практике. Так знания не лежат мертвым грузом, а сразу же начинают помогать с решением конкретных задач, с которыми сталкиваются сотрудники органов исполнительной власти.
Во время сессии мы предложили командам поработать над решением проблем, связанных с их регионом. Задачи были самые разные: помощь в подборе образовательных кружков для детей, получение субсидий на подсобные хозяйства, выстраивание комфортных и умных маршрутов для маломобильных граждан, содействие в обмене аварийного жилья в рамках программы переселения.
На примере таких жизненных ситуаций мы рассказывали чиновникам, как правильно брать интервью у респондентов, слушать и слышать их, проявляя эмпатию, как систематизировать полученные инсайты и генерировать идеи, используя инструменты дизайн-мышления.
Обучение прошли две группы по 60 человек, по программе из двух модулей: первый был посвящён опыту сотрудников (как помочь им лучше делать свою работу), а второй — опыту пользователей. Для генерации идей в первом модуле использовали мозговой штурм, опирающийся на экспертизу команд, во втором — игру Playing the Future, которая помогла участникам лучше понять текущие тренды.
Используя инструменты HMW/POV, участники сформулировали до трех проблем по каждой жизненной ситуации. Все идеи, которые родились по решению этих проблем, распределили на диаграмме Венна. Это позволило отобрать самые полезные для человека и бизнеса, учитывая индекс технологической готовности предприятий в Якутии.
Используя инструменты HMW/POV, участники сформулировали до трех проблем по каждой жизненной ситуации. Все идеи, которые родились по решению этих проблем, распределили на диаграмме Венна. Это позволило отобрать самые полезные для человека и бизнеса, учитывая индекс технологической готовности предприятий в Якутии.
Некоторые кейсы, которые рассмотрели во время сессии:
Описание жизненной ситуации
Как записать ребенка на программы дополнительного образования?
Проблемы
- Как мы можем помочь родителям найти нормальный кружок для детей, потому что нет нормального сервиса?
- Как помочь родителям гарантировано записать ребенка на кружок или секцию, потому что не всегда есть места?
- Как помочь родителю выбрать качественную услугу, так как нет единого механизма оценки?
- Как мы можем помочь ребенку определиться в какую секцию ему пойти?
Предполагаемое решение (суть)
- Создать единый сервис с искусственным интеллектом, интегрированный с другими информационными системами, который бы рекомендовал персонализированные программы дополнительного образования
- Проактивный поиск с уведомлениями об освобождающихся местах
- Возможность ребенку самому подать заявку в интересующую организацию. В таком случае, организация сама выходит на ребенка с презентацией предложений и форматов, записывает в очередь ожидания
- Тесты/наводящие вопросы на определение талантов ребенка
Описание жизненной ситуации
Получение информации о маршруте для людей с ограниченными возможностями
Инсайт
В северном городе с экстремальным климатом трудно передвигаться даже простым гражданам
Инсайт
В северном городе с экстремальным климатом трудно передвигаться даже простым гражданам
Проблемы
- Как получить персонализированные маршруты?
- Как ездить в центр, в специализированные залы?
- Получение информации о местах для досуга и встреч?
- Как минимизировать ограничения при перемещении?
- Существующие приложения не адаптированы под инвалидов
Предполагаемое решение (суть)
- Визуализировать пространства через приложение — человек по фото определяет насколько для него подходит конкретная среда (пандусы и т. д)
- Сервисные центры для ремонта колясок
- Реклама специализированных мест досуга для людей с ограниченными возможностями
- Создать специализированные умные дома для инвалидов в центре города
- Оборудовать умными технологиями жилища людей с ограниченными возможностями в рамках федеральной программы
- Доработать существующие приложения под нужды лиц с ограниченными возможностями
- «Удобные покупки в одном месте» — комплекс услуг для инвалидов в один клик
Описание жизненной ситуации
Гражданин должен узнать о целевой субсидии на личное подсобное хозяйство и получить субсидию быстро. Условие получения субсидии — отчетность.
Инсайт
- многие поселения не имеют интернета, половина населения Якутии не сможет зайти на сайт;
- сами жители поселений владеют скотом, поэтому они лучше смогут оказывать экспертные консультации;
- есть пороги для предоставления отчетности по расходованию субсидии
Проблемы
- Как мы можем помочь жителям получать информацию о субсидиях?
- Как мы можем помочь жителям ускорить процесс получения субсидии?
- Как мы можем помочь жителям отчитываться по субсидии/упростить процесс?
Предлагаемое решение (суть)
- Организовать колл-центр с привлечением самих жителей сел, работников администрации поселения и с/х специалистов
- Приложение с единой базой данных численности поголовья скота, чтобы оптимизировать документооборот и подачу заявки на субсидию
- Для упрощения процесса — подавать заявки на финансирование владельцами хозяйств, верифицированных через ЕГРН
- Замена формата «субсидии» на социальную выплату в обмен на предоставления данных о численности скота и его динамике в единую систему.
Описание жизненной ситуации
Поиск работы, в том числе для молодых специалистов
Проблемы
- Как сотрудникам Центра занятости населения более персонализировано оказывать помощь? Сейчас отсутствует индивидуальный подход.
- Как помочь соискателю быстро найти работу мечты, потому что предложение не соответствует спросу?
- Как помочь республике получить квалифицированные кадры при долгосрочном планировании?
Предлагаемое решение (суть)
- Создать цифровую экосистему (новую или на базе существующего сайта), упрощенный агрегатор для бизнеса и соискателя.
- Информаты в удаленных районах
- Создать AI решений для профориентации, прохождения интервью и стажировок
- Субсидиальная помощь молодым специалистам в различных ситуациях: смена локации, молодые семьи, ипотека, места для детей в детских садах
- Переориентирование рынка труда с привлечением ИИ: сбор информации о навыках и компетенции, доп. образование, повышение квалификации для карьерного планирования
- Коворкинги и акселераторы для соискателей
- Программы обучения и стажировок в других регионах
- Развивать образовательные учреждения в связке с запросом работодателя
- Автоматизировать рутинные бизнес-процессы в Центрах занятости
- Создание автоматизированных и комфортных рабочих мест/пространств.
Описание жизненной ситуации
Получение нового жилья в рамках программы переселения из аварийного и ветхого жилья
Проблемы
- Как мы можем помочь жителю аварийного жилья поскорее переехать в новое комфортное жилье?
- Как мы можем повысить качество информирования для получения нового жилья?
- Как поддерживать/повысить качество жизни до переезда?
- Как помочь гражданину понять шаги (алгоритм) дальнейших действий, если он считает, что его дом аварийный? Нет единого понятного регламента.
Предлагаемое решение (суть)
- Формировать реестр многоквартирных домов, в которых бы отображались все существующие и потенциальные аварийные объекты
- Строительство доходных домов (арендных), как мест временного проживания
- Запустить мобильное приложение «Мой дом» с точным расчетом срока жизни аварийного дома и визуализацией готовности строительства ожидаемых быстровозводимых домов
- Запустить горячую линию и чат-бота в колл-центре
- Мотивировать застройщиков соц. жилья через гранты
- Оцифровка государственных услуг и очереди на получение жилья
- Приложение определяет потенциально аварийный дом и отправляет жильцу уведомление с присвоением идентификационного номера. С ним он, совместно с другими жильцами, может инициировать процесс признания дома аварийным.