Блог

Особенности внедрения дизайн-мышления в российский менталитет


О русском менталитете написано множество статей, проделано не одно исследование, пошучено тысячи шуток, но устойчивая комбинация схем, шаблонов и стереотипов работает точно, как механизм. Тем не менее, сдвиги в российский системе мышления есть.


Какие отличительные особенности нашего менталитета повлияли на адаптацию методологии дизайн-мышления? Мы попросили Марию Сташенко, как первопроходца подхода в нашей стране, рассказать об этом подробнее.

image
Мария Сташенко, директор АНО Центр дизайн-мышления

«Первая отличительная особенность — это российская привычка ждать одобрения, воли царя, пинка начальника, указа вышестоящего директора. Ждать одобрения, а не действовать — у наших соотечественников, по сравнению с европейскими коллегами, более высокий страх к практике быстрых спонтанных действий, которыми как раз стимулирует дизайн-мышление.

Следующей неотъемлемой чертой нашего менталитета является частое неверие в то, что на опыте и болях пользователя, о которых он открыто говорит на этапе эмпатии, можно выстроить гипотезу или платформу нового продукта. Сомнительность — это очень яркая черта русских людей, мы как будто не верим той информации, которую нам прямо говорят.
Еще одна особенность на пути внедрения методологии — это российское образование. В противовес аналитическому подходу, который практикуется повсеместно в реалиях отечественного образования, подход к деятельности, который пропагандирует дизайн-мышление — практико-ориентированной — говорит нам о том, что сначала надо действовать, а потом думать. Таким образом, множество коротких и быстрых операций снимают с команды или человека барьеры и давление для принятия важного решения. Ведь одно большое решение состоит из множества маленьких.

"Семь раз отмерь, один раз отрежь" — девиз аналитического подхода к деятельности, которому нас учат еще с детства и от которого очень сложно избавиться. В цифровую эпоху действует другая поговорка — "семь раз отрежь, один раз отмерь". Ведь нам нужно много маленьких кусочков, чтобы сравнить, какой из них эффективнее с точки зрения попадания в клиентский опыт.

Завершающей особенностью я бы обозначила врожденную смекалку. Дизайн-мышление, как метод и как процесс, оказался прост — ум русских людей заточен на решение высококреативных задач. Поэтому инструментарий дизайн-мышления мы адаптируем под решение более сложных высоких потребностей нашего мозга».
Статьи
Made on
Tilda