Подпишитесь на полезную рассылку Центра дизайн-мышления
Мы присылаем инструменты, методы, курсы, которые помогают создавать продукты и услуги, ориентированные на клиентский опыт.
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Принять и закрыть
Close

Когда дизайн-мышление не работает?

«Опыт внедрения дизайн-мышления в различных отраслях дает мне возможность назвать три ключевые ошибки, которые обычно совершают в компаниях. Они не являются уникальными именно для этого метода, но точно лежат в основе всех последующих неудач и неудовлетворенности полученным результатом внедрения.»
Евангелист метода в России и основатель Центра дизайн-мышления
01. Отсутствие главного спонсора.
01. Отсутствие главного спонсора.
Прежде всего потому, что путь поиска новых идей и внедрения инноваций тернист, а значит, полон ошибок. Если руководство не одобряет экспериментов, которые проводят сотрудники, и не видит ценности в полученном, пусть и негативном, опыте, то рано или поздно, попытки установления нового порядка придется прекратить.
Джонатан Айв, будучи ведущим дизайнером Apple, занял место в совете директоров корпорации, чтобы представлять интересы пользователей и масштабно развивать дизайн-стратегию.
Прежде всего потому, что путь поиска новых идей и внедрения инноваций тернист, а значит, полон ошибок. Если руководство не одобряет экспериментов, которые проводят сотрудники, и не видит ценности в полученном, пусть и негативном, опыте, то рано или поздно, попытки установления нового порядка придется прекратить.

За каждой яркой историей успеха стоит лидер, «спонсор» процесса, который ведет команду за собой, защищает интересы проекта на самом высоком уровне и знает цену эксперименту.
Одна из самых распространенных причин неудач — это, как ни прискорбно, движение «снизу вверх». Если сотрудники низшего звена горят желанием практиковать дизайн-мышление, а руководство по-прежнему придерживается традиционных подходов к работе, внедрить новинку в полном объеме вряд ли удастся.

Прежде всего потому, что путь поиска новых идей и внедрения инноваций тернист, а значит, полон ошибок. Если руководство не одобряет экспериментов, которые проводят сотрудники, и не видит ценности в полученном, пусть и негативном, опыте, то рано или поздно, попытки установления нового порядка придется прекратить.

Томас Эдисон: «Я не ошибался. Я просто нашел 10.000 способов, которые не работают»
За каждой яркой историей успеха стоит лидер, «спонсор» процесса, который ведет команду за собой, защищает интересы проекта на самом высоком уровне и знает цену эксперименту.
02. Отсутствие механизма внедрения новых идей
02. Отсутствие механизма внедрения новых идей
Еще более болезненными для коллектива будут результаты неудачной попытки применить метод в среде, которая не подхватывает новые идеи для проработки и практического применения.

Если к новшествам относятся как к несерьезной игре, или очередной попытке «внедрить инновации», все, что родится в таком начинании, заранее обречено на неуспех — доверять играм никто не станет, и вскоре об эксперименте просто-напросто забудут. А вот неприятный осадок у команды, которая постаралась поверить в новый подход и освоить его на практике — останется. Ведь родилось много полезных идей, которые вдохновили своих создателей! Но на первых шагах к их реализации им не встретилось никого, кто смог бы поддержать и подхватить.
Все первые идеи выглядят сырыми и недостаточно обоснованными, точно гадкие утята. Но это совсем не значит, что из них при должном внимании и уходе не вырастут прекрасные белые лебеди.
Отсутствие поддержки в процессе внедрения инноваций наиболее сильно ударит по мотивации людей и желанию работать дальше — пожалуй, в этом случае, лучшие головы даже могут принять решение оставить компанию.

Все первые идеи выглядят сырыми и недостаточно обоснованными, точно гадкие утята. Но это совсем не значит, что из них при должном внимании и уходе не вырастут прекрасные белые лебеди.

Дизайн-мышление, как и любой гибкий подход, словно лакмусовая бумажка, проверяет культуру компании на готовность к быстрой перестройке и созданию инноваций.
Еще более болезненными для коллектива будут результаты неудачной попытки применить метод в среде, которая не подхватывает новые идеи для проработки и практического применения.

Если к новшествам относятся как к несерьезной игре, или очередной попытке «внедрить инновации», все, что родится в таком начинании, заранее обречено на неуспех — доверять играм никто не станет, и вскоре об эксперименте просто-напросто забудут. А вот неприятный осадок у команды, которая постаралась поверить в новый подход и освоить его на практике — останется. Ведь родилось много полезных идей, которые вдохновили своих создателей! Но на первых шагах к их реализации им не встретилось никого, кто смог бы поддержать и подхватить.

Отсутствие поддержки в процессе внедрения инноваций наиболее сильно ударит по мотивации людей и желанию работать дальше — пожалуй, в этом случае, лучшие головы даже могут принять решение оставить компанию.

Все первые идеи выглядят сырыми и недостаточно обоснованными, точно гадкие утята. Но это совсем не значит, что из них при должном внимании и уходе не вырастут прекрасные белые лебеди.
Дизайн-мышление, как и любой гибкий подход, словно лакмусовая бумажка, проверяет культуру компании на готовность к быстрой перестройке и созданию инноваций.
03. Попытка адаптировать новый метод к устаревшему и неэффективному рабочему процессу
03. Попытка адаптировать новый метод к устаревшему и неэффективному рабочему процессу
Невозможно привить росток к старому и увядающему стволу, который вот-вот простится с жизнью. Дерево рано или поздно умрет, а вместе с собой погубит и перспективную молодую поросль. Так и дизайн-мышление — это процесс, который возможен только в гибких, высоко мотивированных, да к тому же еще и междисциплинарных продуктовых микро-командах.

Проявлять творческую активность, открытость и искренний интерес к опыту пользователей можно только в дружелюбной и статусно «безбарьерной» среде. Поэтому вам вряд ли удастся успешно внедрить дизайн-мышление там, где издавна прижилась рознь между отделами, или царит жесткая иерархия, которая не позволяет человеку проявлять свободу мысли и действия. Также неффективным будет применения метода в условиях четкого разделения полномочий, ведь в командах, работающих по методу дизайн-мышления «все делают все»: каждый сотрудник выполняет несколько ролевых функций, самостоятельно проводит исследования, формирует карту проблем, разрабатывает первые прототипы.
Как и любой инструмент, дизайн-мышление не является серебряной пулей, которая избавит компанию от всех возможных проблем.
Дизайн-мышление — это про клиента. Если у вас уже работающий бизнес и продукт не так хорош, каким мог бы быть, применение дизайн-мышления поможет улучшить его и создать новую ценность.

Если вы находитесь в поиске идей для инноваций и развития — самое время собраться с вашей командой и пройти по процессу дизайн-мышления: от погружения в мир пользователей до создания действительно значимых для людей решений.

Если бы применение метода можно было выразить формулой, то справедливо было бы выражение, что чем «больше дизайн-мышления», тем меньше усилий нужно вложить в продажи и продвижение. Ведь предлагая людям решения, которые действительно решают их проблемы, то долго уговаривать их воспользоваться этим точно не придется.
Согласно одного из пяти правил дизайн-мышления, ошибаться — это хорошо. Ошибки помогают нам продвинуться в область нового опыта. Однако, это вовсе не означает, что не стоит учиться на ошибках других. Перечисленные причины неудач компаний на пути внедрения дизайн-мышления могут надолго отложить новый цикл интереса к методу, или же занести его в анналы неблагонадежной и не полезной для компании практики. Предупрежден, значит — вооружен, поэтому постарайтесь избегать негативного опыта, уже пройденного другими.
Невозможно привить росток к старому и увядающему стволу, который вот-вот простится с жизнью. Дерево рано или поздно умрет, а вместе с собой погубит и перспективную молодую поросль. Так и дизайн-мышление — это процесс, который возможен только в гибких, высоко мотивированных, да к тому же еще и междисциплинарных продуктовых микро-командах.

Проявлять творческую активность, открытость и искренний интерес к опыту пользователей можно только в дружелюбной и статусно «безбарьерной» среде. Поэтому вам вряд ли удастся успешно внедрить дизайн-мышление там, где издавна прижилась рознь между отделами, или царит жесткая иерархия, которая не позволяет человеку проявлять свободу мысли и действия. Также неффективным будет применения метода в условиях четкого разделения полномочий, ведь в командах, работающих по методу дизайн-мышления «все делают все»: каждый сотрудник выполняет несколько ролевых функций, самостоятельно проводит исследования, формирует карту проблем, разрабатывает первые прототипы.

Как и любой инструмент, дизайн-мышление не является серебряной пулей, которая избавит компанию от всех возможных проблем.
Дизайн-мышление — это про клиента. Если у вас уже работающий бизнес и продукт не так хорош, каким мог бы быть, применение дизайн-мышления поможет улучшить его и создать новую ценность.

Если вы находитесь в поиске идей для инноваций и развития — самое время собраться с вашей командой и пройти по процессу дизайн-мышления: от погружения в мир пользователей до создания действительно значимых для людей решений.

Если бы применение метода можно было выразить формулой, то справедливо было бы выражение, что чем «больше дизайн-мышления», тем меньше усилий нужно вложить в продажи и продвижение. Ведь предлагая людям решения, которые действительно решают их проблемы, то долго уговаривать их воспользоваться этим точно не придется.
«Дизайн-мышление не спасет вас от необходимости постоянно улучшать свой производственный процесс или сервис, охотиться за талантами или отлаживать механизм работы бизнеса.»
Методолог и евангелист подхода дизайн-мышление. Основатель Лаборатории Wonderfull
Директор Центра дизайн-мышления в Москве
Мария Сташенко
Узнавайте о новых инструментах одним из первых
Подпишитесь на нашу рассылку!
Made on
Tilda