Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Инструменты и компетенции
Дизайн-мышление
Компетенции будущего
Профессии
Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей
Первая профессия
Международные сертификаты
Клиентский опыт
New
New
New
New
New

Дизайн-мышление для цифрового ритейла: Vprok.ru

Новый год в Центре дизайн-мышления начался продуктивно: в январе мы провели рабочую сессию по генерации идей для онлайн-гипермаркета Vprok.ru сети Перекрёсток.
Офлайн-программа началась с погружения команд в философию и методологию дизайн-мышления. Акцент мы сделали на исследовании клиентского опыта – а именно на таком методе, как глубинное интервью. Чем занимались участники сессии? Сначала познакомились с брифом и согласовали задачи исследования с наставниками. Затем в командах прошли «боевое крещение» – провели глубинное интервью с реальным пользователем.
  • Елизавета Устинова
    фасилитатор

    «Среди всех инструментов дизайн-мышления особый интерес у команды Vprok.ru вызвали глубинное интервью и прототипирование. Думаю, участникам было интересно оказаться на месте интервьюера и более глубоко узнать об опыте другого человека, который может кардинально отличаться от твоего собственного. Прототипирование решений прошло в формате Lego Serious Play – в этот процесс с “детским” интересом и азартом включились даже уставшие члены команды. Настолько вовлекающий этот метод!»

Инструментарий
Вторая половина рабочей сессии для Vprok.ru запомнилась интенсивной работой с  разнообразными инструментами дизайн-мышления. Первый из них – карта стейкхолдеров. Она позволяет сгруппировать погруженных в работу продукта или сервиса субъектов по интересам и влиянию и определить уровень их вовлеченности. «Интересы» – это степень причастности стейкхолдеров к какому-либо вопросу или проблеме, а «влияние» – их возможность способствовать или препятствовать переменам.
Карта стейкхолдеров эффективна, когда нужно определить все заинтересованные стороны, которые влияют на сервис, продукт или опыт пользователей

Карта стейкхолдеров нужна, чтобы:
  • Обозначить ландшафт проекта
  • Отметить ключевых игроков
  • Зафиксировать их интересы
  • Использовать инструмент как «оценочный лист» при выборе идей 
  • Марат Магомедов
    фасилитатор

    «Основной инсайт сессии – можно генерировать идеи о том, как генерировать идеи! Это особенно ярко проявилось на этапе создания карты стейкхолдеров. Причастных субъектов легко определить, когда заранее ясно, над каким продуктом или сервисом ведется работа. Но в этот раз перед командой стояла нетипичная задача – понять, как можно генерировать больше идей в проектах. Что здесь является продуктом? После дискуссии участники пришли к выводу, что продуктом будет сам процесс генерации идей в компании»

Другой полезный инструмент, с которыми познакомились участники образовательного интенсива, – Customer Journey Map или CJM. Это один из форматов сбора исследовательской информации – он отражает сценарий пользователя: шаги, эмоциональные реакции, время, ключевые цитаты.
Карта пути клиента наглядно отражает весь сценарий пользователя (в данном случае – сотрудника компании)
По завершении работы над сбором и анализом информации участники перешли к составлению точек зрения POV и HMW на основе выявленных проблем. «Как мы можем помочь?» – это своего рода «мостик» между исследованиями и генерацией идей. С его помощью формулируют задачу, вдохновленную инcайтами исследовательского этапа. Она не содержит в себе решения, а лишь передает суть проблемы и ставит вопрос.
Стикеров с HMW не бывает много – «точки роста» всегда найдутся!
Следующий важный этап рабочей сессии и ее основной challenge – генерация идей, то есть создание большого количества разных решений для выявленных пользовательских проблем. Команды под руководством тренеров и фасилитаторов применяли сразу 3 инструмента: игру Playing the Future, диаграмму Венна и Канвас эволюции продукта.
Playing the Future – это авторская игра лаборатории Wonderfull по созданию продуктов и сервисов на основе главных мировых трендов. Она позволяет придумать инновационные и эффективные решения в сжатые сроки.
Игровой комплект «Playing the Future. A Trendwatching Game» доступен для заказа в магазине d.shop
i
Игровой комплект «Playing the Future. A Trendwatching Game» доступен для заказа в магазине d.shop
i
Понять, какие из придуманных идей отличаются наибольшей продуктивностью и устойчивостью, участникам помогла диаграмма Венна. Это простая и понятная геометрическая схема в виде 3 пересекающихся окружностей: «возможность технологий», «ценность для бизнеса» и «полезность для человека». Чем ближе к центру окажется стикер с идеей – тем большему количеству критериев жизнеспособности он соответствует.
Диаграмма Венна – полезное дополнение к мозговому штурму. С ее помощью можно оценить и выбрать самые жизнеспособные идеи
Канвас эволюции продукта – удобный инструмент для расположения отобранных идей на временной шкале. Всего выделяют 3 этапа реализации проекта: MVP (минимально жизнеспособный продукт), ключевой продукт и полномасштабное решение.
Канвас эволюции решает стратегически важную задачу: представление поэтапного развития продукта и его конкретных функций от MVP до полнофункционального решения
Итоги
Наконец, в финальной части встречи команды занимались прототипированием на  основе конструктора LEGO. Игровое моделирование помогает визуализировать структуру бизнеса, проектов, взаимодействия подразделений. При этом строятся не объекты реального мира, а метафоры, которые участники раскрывают во время презентации и сторителлинга. Цель метода – улучшение творческого мышления и взаимопонимания внутри команды.
LEGO Serious Play – максимально вовлекающее прототипирование в игровом формате
Завершилась программа по традиции обратной связью от тренеров и фасилитаторов. Ну и, конечно, участники ушли не с пустыми руками: командам вручили сертификаты Центра дизайн-мышления.
В результате однодневной сессии сострудники Vprok.ru познакомились с тем, как инструменты дизайн-мышления работают на практике и как они взаимосвязаны. При этом инструментарий не повис в воздухе – участники успешно применили его для улучшения процессов внутри компании.
Поделиться:
Подписка на полезные новости!
Материалы, события, инструменты, методы и анонсы курсов для создания продуктов и услуг, ориентированных на клиентский опыт.