Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей
Как удержать клиентов и вложить в это минимум ресурсов?
Как вы думаете, зачем люди ходят в рестораны? Чтобы насытиться и вкусно поесть? Статистика для России с этим не согласна: среди самых популярных причин походов в заведения общественного питания – желание провести время с родными, побаловать себя, выгулять новый наряд. Вот почему гостецентричный подход очень важен для российского ресторанного сегмента. В этой статье на конкретных примерах разбираемся, что такое гостецентричность, из чего она состоит и как ее внедрять в бизнес.
О термине
#Лаборатория клиентского опыта #Методология
Так что же такое гостецентричность? В индустрии HoReCа нет клиентов – это слишком «холодный» коммерческий термин, подразумевающий формальное взаимоотношение с посетителями. В ресторанах есть гости, поэтому заинтересованные владельцы делают акцент именно на них: проектируют продукты и услуги, учитывая их пожелания и потребности. Если обобщить, то гостецентричность – это индивидуальный подход к каждому гостю на основе проектирования потенциальных сценариев его взаимодействия с рестораном.
Гостецентричность = персонализация, точечность.
Посмотрите на ваших клиентов не как на массу, а как на отдельных личностей: их индивидуальные впечатления о вашем заведении строятся на мелочах и укладываются всего в 30–90 минут обслуживания!
Можно вывести «формулу» создания гостецентричного сервиса. Спроектируйте ситуации, в которых может оказаться гость у вас дома, и подумайте: что бы вы сделали? как бы ему помогли? Например, официант предложит подогреть ребенку сок, который оказался слишком холодным. Или у хостес под рукой найдется сменная рубашка классического кроя на случай, если на гостя опрокинется блюдо.
Научитесь правильно составлять карту пути клиента на курсе «Customer Journey Map»
Легко ли живется гостю заведений общественного питания? Его постоянно завлекают яркими слоганами: «лучшая атмосфера – у нас!», «авторская кухня возле вашего дома!». Ежедневно он получает уведомления об акциях вроде «каждый пятый стейк – бесплатно», «обеды от 300 рублей». Все это замыливает взгляд и надоедает, а в конечном итоге и нивелирует концепции отдельных кафе и ресторанов, лишает их изюминки.
Как решить эту проблему? Для начала можно попробовать инвестировать деньги и время в исследование опыта гостя, проектирование его опыта. Зарубежные кейсы показывают, что этот подход работает: знаменитая сеть кофеен Starbucks внедрила гостецентричный подход и поделилась статистикой. Оказалось, что довольные клиенты тратят в среднем 4,7£, а недовольные – 3,8£. Первые возвращаются за очередной чашечкой кофе 7,2 раза, в то время как вторые – всего 3,7.
Помните, что привлекать новых клиентов гораздо сложнее и дороже, чем удерживать старых. Сетевое издание «Harvard Business Review» отмечает: если вы сможете удержать хотя бы 5% уже имеющихся гостей, то это увеличит вашу прибыль минимум на 25%!
Кросс-функциональный подход
За создание гостецентричности отвечают конкретные инструменты и стратегии. Но освоить их могут не только дизайн-мыслители, но и сами рестораторы. Главное не бояться собирать обратную связь, пусть даже она будет не очень приятной (долгое ожидание, посторонний предмет в салате и так далее).
Один из ведущих подходов в гостецентричности – кросс-функциональность (когда над проектами работает команда специалистов из разных сфер и с разными обязанностями в компании). Еще 5 лет назад при упоминании этого термина вас бы высмеяли: «Мы что, будем официантку приглашать? А это точно надо? У нас тут директора, инвесторы сидят». На самом же деле без этого исследование не провести: важно выслушать и хостес, и повара, и официанта.
Представьте, что вы создаете новый дизайн пространства ресторана. Кому вы доверите это дело? Дизайнеру? Да, его вклад здесь будет очень важен. Но не менее важно спросить и официанта, который знает все углы и понимает, как можно быстрее обслуживать гостей. А еще повара, который видит, как сделать так, чтобы блюда не стыли на раздаче. Если учесть эти факторы сразу, то не придется переделывать уже готовый проект и платить дважды.
Экспертная команда Центра дизайн-мышления создаст индивидуальную программу для вашей компании по освоению метода дизайн-мышления и применению его в HoReCa
Этап командной генерации идей – это еще и «лакмусовая бумажка» для определения здоровья коллектива. Сотрудник, который говорит: «Я здесь провожу 7 дней и знаю, как надо», «Зачем что-то менять, если все и так работает», явно сдерживает ваш бизнес.
Карта пути клиента
Другой must have для внедрения гостецентричности в бизнес – Карта пути клиента, или Customer Journey Map (CJM). Это пошаговая визуализация пути человека, который решил посетить ваше заведение: от начальной точки знакомства до конечной. В ходе исследования по этому маршруту должны пройти настоящие, живые гости. Желательно, чтобы среди них были так называемые «экстремальные» клиенты, например: молодая мама с ребенком, человек, следящий за калориями в своем рационе, или бизнесмен, ограниченный во времени.
Короткие итерации общения с гостями – всегда вдохновляющий процесс: вам не нужна большая выборка и «объективная» картина, вам важно двигаться вперед и улучшать сервис «точечно». Гости готовы практически бесплатно поделиться своими болями – пользуйтесь этим преимуществом! Например, в одном из московских ресторанов после исследования клиентского опыта обустроили комнату, где можно уединиться и покормить малыша. Интересно, что это место облюбовали и деловые люди, которым нужно найти тихую зону и ответить на срочный звонок.
Что еще важно: про многие этапы клиентского пути рестораторы думают довольно редко, к примеру, не часто вспоминают о парковке. А ведь стартовая точка знакомства с рестораном – поиск нужной локации. Есть несколько интересных кейсов, как владельцы заведений общепита решали проблему труднодоступного паркинга: в Красноярске гостям предлагали бесплатное такси, а в Магнитогорске добавили услугу сопровождения под зонтиком на случай непогоды.
Обобщить основной посыл этой статьи можно в 3 простых правилах:
Берите в проект гостеприимных людей, способных реализовать вашу миссию, какой бы она ни была.
Каждому подходу необходимо создать условия, благоприятные для его применения (например, командная работа и вовлечение каждого сотрудника).
Научите себя и свою команду видеть реального человека, который пришел к вам с реальным запросом.
Научитесь строить ресторанный бизнес, ориентированный на клиента на корпоративной программе «Гостецентричность»!
Научитесь строить ресторанный бизнес, ориентированный на клиента на корпоративной программе «Гостецентричность»!