Click to order
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Экспертная команда Центра дизайн-мышления создаст индивидуальную программу для вашей компании по освоению метода дизайн-мышления и применению его в самых разных областях
Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей
Как стать хорошим исследователем?

Research Ops

Как стать хорошим исследователем?
Research Ops
Research Ops – набор инструментов для обеспечения скорости и точности получения недостающих данных.
Доктор физических наук и основатель компании «Nielsen Norman Group» Якоб Нильсен считает, что к 2050 году во всем мире будет 100 миллионов профессионалов UX – это 1% населения. Ценность пользовательского опыта растет, а вместе с ней и спрос на профессиональных исследователей.

Рассказываем о концепции Research Ops, которая помогает быстро и эффективно проводить рисерч и обучать этому сотрудников.
Доктор физических наук и основатель компании «Nielsen Norman Group» Якоб Нильсен считает, что к 2050 году во всем мире будет 100 миллионов профессионалов UX – это 1% населения. Ценность пользовательского опыта растет, а вместе с ней и спрос на профессиональных исследователей.
Рассказываем о концепции Research Ops, которая помогает быстро и эффективно проводить рисерч и обучать этому сотрудников.

Research Ops – набор инструментов для обеспечения скорости и точности получения недостающих данных.
«Основное преимущество Research Ops – скорость и, соответственно, экономия ресурсов. Мы быстро получаем достоверные данные и сужаем область “незнания”, а это сокращает сроки принятия стратегических решений и выхода на рынок».
Андрей Иващенко
Дизайн-исследователь, проектировщик пользовательского опыта в Лаборатории Wonderfull, ведущий курсов Центра дизайн-мышления
Модель Research Ops можно представить в виде цикла из 6 компонентов.
Уже из дизайна этой модели понятно, что все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Автор: nngroup.com. Перевод и адаптация: Центр дизайн-мышления в Москве.
Research Ops
Управление
добровольность, конфиденциальность и безопасное хранение информации
Знания
сбор, обобщение и обмен полученными данными
Инструменты
повышение эффективности исследований с помощью инструментов и платформ
поиск, рекрутирование, мотивирование, коммуникация
Участники
популяризация ценности исследований в масштабах всей организации
Пропаганда
наставничество, обучение, развитие исследовательских навыков сотрудников
Компетенции
Современный исследователь должен обладать базовым набором soft- и hard-скиллов.

К «жестким» навыкам относятся:
Аналитический аппарат

Здесь важно умение составлять грамотный дизайн исследования и выбирать подходящие методы. Например, цель гайда для интервью с заказчиком – определить задачи исследования, аудиторию, способы достижения цели, потенциальные помехи. Чтобы выяснить все это, нужно предварительно составить вопросы с четкими и понятными формулировками. Владение аналитическим аппаратом также подразумевает способность выводить закономерности, соединять в голове разрозненные находки: визуальную часть со смысловой, текстовую с голосовой и т.д.

Планирование

Это метод эффективного распределения времени, ресурсов, постановки целей и задач исследования. Отдельно можно выделить тактику – это планирование, при котором создаются условия для достижения нужной цели, и календарное планирование – распределение шагов по конкретным датам.

Управление ресурсами

Они бывают 5 видов:

  • материальные, то есть все, что можно потрогать: помещения, лаборатории, стикеры, ручки;
  • человеческие: количество человек × компетенции;
  • финансовые: нужны ли деньги, в каком размере, какие возможны источники финансирования
  • организационные: методология, наработки, канвасы, интеллектуальная собственность исследователя, которые он может передать команде.
  • отношенческие: умение использовать внутренние и внешние связи со специалистами и организациями для решения задач.
Организация данных

Онлайн-инструменты способны существенно ускорить процесс исследования. Это могут быть Trello (неограниченное количество столбцов и карточек, которые можно тасовать: в каждом столбце прописываем шаги для конкретного раздела исследования), Excel (обработка информации, транскрипция интервью, бэклог), Miro (доски и визуальные библиотеки), Notion (коллективная база знаний, мини-википедия для систематизированной передачи информации).

Аналитический аппарат

Здесь важно умение составлять грамотный дизайн исследования и выбирать подходящие методы. Например, цель гайда для интервью с заказчиком – определить задачи исследования, аудиторию, способы достижения цели, потенциальные помехи. Чтобы выяснить все это, нужно предварительно составить вопросы с четкими и понятными формулировками. Владение аналитическим аппаратом также подразумевает способность выводить закономерности, соединять в голове разрозненные находки: визуальную часть со смысловой, текстовую с голосовой и т.д.

Планирование

Это метод эффективного распределения времени, ресурсов, постановки целей и задач исследования. Отдельно можно выделить тактику – это планирование, при котором создаются условия для достижения нужной цели, и календарное планирование – распределение шагов по конкретным датам.

Управление ресурсами

Они бывают 5 видов:

  • материальные, то есть все, что можно потрогать: помещения, лаборатории, стикеры, ручки;
  • человеческие: количество человек × компетенции;
  • финансовые: нужны ли деньги, в каком размере, какие возможны источники финансирования
  • организационные: методология, наработки, канвасы, интеллектуальная собственность исследователя, которые он может передать команде.
  • отношенческие: умение использовать внутренние и внешние связи со специалистами и организациями для решения задач.
Организация данных

Онлайн-инструменты способны существенно ускорить процесс исследования. Это могут быть Trello (неограниченное количество столбцов и карточек, которые можно тасовать: в каждом столбце прописываем шаги для конкретного раздела исследования), Excel (обработка информации, транскрипция интервью, бэклог), Miro (доски и визуальные библиотеки), Notion (коллективная база знаний, мини-википедия для систематизированной передачи информации).


Ключевой гибкий навык исследователя – видение будущего результата. Проектирование исследования некоторые специалисты сравнивают с эвристикой: заранее невозможно предугадать, что удастся открыть. Ресерчеры рисуют себе путеводную звезду – ориентир для поиска, и на основе этого выбирают релевантные методы.

Ключевой гибкий навык исследователя – видение будущего результата. Проектирование исследования некоторые специалисты сравнивают с эвристикой: заранее невозможно предугадать, что удастся открыть. Ресерчеры рисуют себе путеводную звезду – ориентир для поиска, и на основе этого выбирают релевантные методы.
Современный исследователь является амбассадором и других soft-скиллов – это адаптивность, осознанность, эмпатия. Особенно важен последний, потому что исследователь – наполовину психолог: должен уметь прочитать между строк то, что говорит респондент, суметь записать свои наблюдения и проинтерпретировать их.
«Важное качество исследователя – умение вжиться в роль ребенка в магазине сладостей. Даже если задача кажется неинтересной, это не повод выполнять ее формально, по “плану-минимуму”. Всегда лучше стремиться к плану-максимуму, а для этого нужно искреннее желание узнать что-то новое, личная заинтересованность. Продвинутый исследователь может моделировать для себя интерес – например, “расскажу друзьям” или “напишу статью в блог”».
Андрей Иващенко
Дизайн-исследователь, проектировщик пользовательского опыта в Лаборатории Wonderfull, ведущий курсов Центра дизайн-мышления
Идеальными исследователями становятся не сразу. Эволюция исследователя включает четыре стадии: квази-исследователь, начинающий, развивающийся, зрелый.
Смотрите запись прямого эфира на тему «Как проводить исследования, если ты не исследователь?» с экспертами курса «Research Ops»
Квази-исследователь
Начинающий
Развивающийся
Зрелый
Зрелые исследователи очень редко допускают типичные ошибки, которые обычно делают новички. Вот список этих ошибок:
  • «Эффект всезнайки»
    Начинающие исследователи боятся задавать вопросы, быть любознательными. Однако важно на первом же этапе четко понимать задачу исследования, уточнять детали у заказчика, если это необходимо. В противном случае есть риск сделать не то, что изначально предполагалось.
  • Отсутствие гипотез
    В начале любого исследования можно выделить какой-то круг знаний – представим, что это пирог. У нас есть отрезанный кусок, мы видим, какая в нем начинка. Но все остальное для нас неизвестно. Устранить эту неопределенность в знаниях (разрезать весь пирог) – задача исследования. Если же мы изначально не понимаем, куда движемся и что будем проверять, исследование не удастся.
  • Шаблонные вопросы
    В исследовательской среде использование готовых кейсов и шаблонов – распространенная практика. Но их важно предварительно адаптировать под гипотезы исследования, чтобы в итоге не получить общие неинформативные фразы респондентов, из которых нельзя сделать четкие выводы.
  • Страх перед коллегами
    Ошибки – часть любого исследовательского процесса, за них, как правило, не ругают и не увольняют. Иногда новички-исследователи боятся признать ошибку или указать на недочет из-за боязни показаться глупыми. В итоге ошибка повторяется из раза в раз на следующих этапах рисерча, хотя изначально ее можно было устранить с гораздо меньшими потерями.
Разумеется, исследовательские навыки можно тренировать. Существуют разные способы – разберем 2 из них.

Этнография – ежедневное упражнение по наблюдению за процессами, повседневными вещами, природой. Задавайте себе «искусственные» вопросы: «почему двери в офисе стеклянные, а не деревянные?», «какие блюда чаще берут на обед коллеги?». Вы начнете видеть то, чего не видели раньше и что не замечают другие.
Риторика – тренировка навыков публичных выступлений и коммуникации с людьми. Исследование – командная работа, которая включается в себя дискуссию, беседы, презентации. Если раньше вы чаще работали в одиночку, то можете попробовать записывать свои выступления на камеру, читать перед зеркалом, интервьюировать друзей, чтобы побороть стеснение.


Риторика – тренировка навыков публичных выступлений и коммуникации с людьми. Исследование – командная работа, которая включается в себя дискуссию, беседы, презентации. Если раньше вы чаще работали в одиночку, то можете попробовать записывать свои выступления на камеру, читать перед зеркалом, интервьюировать друзей, чтобы побороть стеснение.
«Скиллы рисерчера формируются на практике. Иногда важно поработать на разных позициях в исследовательской команде, чтобы сформировать понимание того, как работает механизм. Так, исследователю может быть полезно подключиться к менеджерским задачам, посмотреть, как происходит планирование, как создаются бэклоги. Менеджеру, наоборот, может быть важно самому взять интервью, поработать в “поле”, чтобы изнутри понять, как работает команда и в нужном ли направлении двигается».
Андрей Иващенко
Дизайн-исследователь, проектировщик пользовательского опыта в Лаборатории Wonderfull, ведущий курсов Центра дизайн-мышления
Роудмэп Re+Ops, программа исследования, план и лайфхаки исследования пользователей, шаг за шагом. Организация исследовательской работы в команде – курс с практикой и домашними заданиями по процессу клиентских исследований «Research Ops — процедуры и методы клиентских исследований» от экспертов Центра дизайн-мышления!
Поделиться:
Подписка на полезные новости!
Материалы, события, инструменты, методы и анонсы курсов для создания продуктов и услуг, ориентированных на клиентский опыт.
Made on
Tilda