Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Экспертная команда Центра дизайн-мышления создаст индивидуальную программу для вашей компании по освоению метода дизайн-мышления и применению его в самых разных областях
Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей

Нужно ли учиться быть родителем?

15.05.2023
Вы не встретите в вузах «родительского» факультета. А ведь папа или мама для своего ребенка — это учитель, психолог, тренер и еще десяток специалистов в одном лице. И один из ключевых навыков для родителя — умение понять ребенка, выстроить взаимоотношения с ним так, чтобы было комфортно и вам, и ему.
Как вы отреагирует, когда зайдете в комнату и обнаружите, что ваш ребенок «ушел» в тик-ток, а уроки так и не сделаны? Только честно.

А теперь давайте представим эту же ситуацию, но с точки зрения дизайн- мышления. Пусть ребенок — это наш «клиент», пользовательский опыт которого мы и будем исследовать.
Интервью и мокасины
Сначала проведем с ним глубинное интервью. Начать можно с чего-то отвлеченного, постепенно подводя к нужной теме. Узнаем, что он чувствует, когда делает уроки. А когда смотрит ролики? Что ему больше нравится и почему. Бывало ли, что уроки ему нравились, или тик-ток не нравился?
Во время беседы не забывайте об эмпатии — не прерывайте ребенка поучениями, неодобрительным выражением лица или менторским тоном. Вы с ним очень разные — вам нравятся разные вещи, мозг работает иначе, по- другому действует способность сосредотачиваться на чем-то.

А теперь давайте применим инструмент «мокасины» — это метод, когда вы ставите себя на место пользователя. Завалитесь с ребенком на диван и посмотрите ролики на тик-токе. Потом откройте уроки, посмотрите на них, и опять переключите внимание на тик-ток. При этом, в отличие от ребенка, вы будете отслеживать (осознавать) свой опыт, переживания и ощущения для дальнейшего анализа.

Уже этих двух инструментов будет достаточно, чтобы гораздо лучше понимать, почему ребенок так себя ведет. А дальше надо посмотреть, в чем разница между вашими ожиданиями от поведения ребенка в ситуации «нужно делать уроки», и его ожиданиями от себя. Может, окажется, что за вашими ожиданиями стоят тревоги родителей, подгонявших вас в детстве? Или вы поймете, что ребенок не торопится делать уроки, потому что знает, у кого их списать завтра в школе.
Дмитрий Черемисин выступает с презентацией «Место игры в создании новых продуктов и услуг. Дизайн-мышление и игровые практики» на конференции
А как помочь?
К этому моменту вы уже забудете, о чем думали при входе в комнату (помните вопрос из начала статьи?). Теперь самое время понять, чего вы хотите сейчас. А если точнее, как именно улучшить опыт ребенка и что можно для этого сделать.
Тут нам пригодится формула HMW (How Might We - Как мы можем помочь…?) Варианты могут быть разные, например:
  • 1
    Как мы можем помочь ребенку успевать смотреть тик-ток и делать уроки вовремя?
  • 2
    Как мы можем помочь ребенку получать удовольствие от уроков?
  • 3
    Как мы можем помочь ребенку не страдать от напоминаний про уроки?
  • 4
    Как мы можем помочь ребенку вовремя вспоминать про уроки и делать их?
У каждого родителя будет свой набор HMW, из которого надо выбрать один, и перейти к любимому пункту — генерировать идеи о том, как мы этого добьемся.

Генерация идей — увлекательный процесс, в который можно вовлекать всех, от нашего «клиента» до бабушек и дедушек.

Но и это не все, пусть даже вы чувствуете радость от процесса, а ребенок давно сделал все уроки. Мы ведь тут решили позаниматься дизайн- мышлением, не забыли? Теперь надо выбрать идею, которую будем пробовать в жизни. Если говорить по-научному — прототипировать.

Допустим, мы работали над вариантом «как мы можем помочь ребенку получать удовольствие от уроков?», и наша идея — снять видео о том, как ребенок делает уроки, а потом смонтировать смешной ролик для тик-тока.

Готовы? Тогда поехали. Честно объясняем ребенку, что происходит, снимаем, монтируем и выкладываем. Параллельно можно научиться друг у друга многим вещам и узнать о талантах ребенка, о которых вы даже не подозревали. Сделали? Отлично. Спросите у ребенка, понравилось ли ему.
Теперь наступает момент истины — тестирование:

– если ребенок сказал «нет» — отлично, выкидываем этот прототип и переходим к следующей идее.

– если ребенок ответил, что «от уроков нет, а вот от съемки — да» — тоже отлично! Обсудите, что можно улучшить, чтобы и от уроков «тоже да».

– если ребенок говорит: «уже оставь меня в покое со своими экспериментами, я сам все сделаю» — что ж, прототип не сработал, но цель достигнута. И так тоже бывает.
Дмитрий Черемисин выступает с презентацией «Место игры в создании новых продуктов и услуг. Дизайн-мышление и игровые практики» на конференции
Экспериментируйте вместе
Самый главный вопрос: какой опыт получил ребенок во всей этой ситуации?

Он увидел, что родители начали разбираться с ситуацией, которая им не нравилась, искали причину, пробовали варианты, не отчаивались в случае провала. И этот опыт важнее и глубже, чем навязанная извне каждодневная пунктуальность в уроках.

А потом, вот увидите, ребенок сам начнет с вами экспериментировать: вопросы разные задавать, опыты ставить, развивать и укреплять свою креативную уверенность.

« Быть родителем— это значит стать исследователем, уметь экспериментировать, смотреть на ситуацию глазами ребенка и при этом не терять радость и удовольствие от общения.»

Об этом и еще о многом важном и полезном мы рассказываем на курсе «Профессия: Родитель». Приходите, будет интересно!
Получите знания в области развития креативной уверенности ребенка и создайте практики роста и поддержки творчества в семье
Поделиться: