Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей
Вы не встретите в вузах «родительского» факультета. А ведь папа или мама для своего ребенка — это учитель, психолог, тренер и еще десяток специалистов в одном лице. И один из ключевых навыков для родителя — умение понять ребенка, выстроить взаимоотношения с ним так, чтобы было комфортно и вам, и ему.
Как вы отреагирует, когда зайдете в комнату и обнаружите, что ваш ребенок «ушел» в тик-ток, а уроки так и не сделаны? Только честно.
А теперь давайте представим эту же ситуацию, но с точки зрения дизайн- мышления. Пусть ребенок — это наш «клиент», пользовательский опыт которого мы и будем исследовать.
Интервью и мокасины
Сначала проведем с ним глубинное интервью. Начать можно с чего-то отвлеченного, постепенно подводя к нужной теме. Узнаем, что он чувствует, когда делает уроки. А когда смотрит ролики? Что ему больше нравится и почему. Бывало ли, что уроки ему нравились, или тик-ток не нравился?
Во время беседы не забывайте об эмпатии — не прерывайте ребенка поучениями, неодобрительным выражением лица или менторским тоном. Вы с ним очень разные — вам нравятся разные вещи, мозг работает иначе, по- другому действует способность сосредотачиваться на чем-то.
А теперь давайте применим инструмент «мокасины» — это метод, когда вы ставите себя на место пользователя. Завалитесь с ребенком на диван и посмотрите ролики на тик-токе. Потом откройте уроки, посмотрите на них, и опять переключите внимание на тик-ток. При этом, в отличие от ребенка, вы будете отслеживать (осознавать) свой опыт, переживания и ощущения для дальнейшего анализа.
Уже этих двух инструментов будет достаточно, чтобы гораздо лучше понимать, почему ребенок так себя ведет. А дальше надо посмотреть, в чем разница между вашими ожиданиями от поведения ребенка в ситуации «нужно делать уроки», и его ожиданиями от себя. Может, окажется, что за вашими ожиданиями стоят тревоги родителей, подгонявших вас в детстве? Или вы поймете, что ребенок не торопится делать уроки, потому что знает, у кого их списать завтра в школе.
А как помочь?
К этому моменту вы уже забудете, о чем думали при входе в комнату (помните вопрос из начала статьи?). Теперь самое время понять, чего вы хотите сейчас. А если точнее, как именно улучшить опыт ребенка и что можно для этого сделать.
Тут нам пригодится формула HMW (How Might We - Как мы можем помочь…?) Варианты могут быть разные, например:
Как мы можем помочь ребенку успевать смотреть тик-ток и делать уроки вовремя?
Как мы можем помочь ребенку получать удовольствие от уроков?
Как мы можем помочь ребенку не страдать от напоминаний про уроки?
Как мы можем помочь ребенку вовремя вспоминать про уроки и делать их?
У каждого родителя будет свой набор HMW, из которого надо выбрать один, и перейти к любимому пункту — генерировать идеи о том, как мы этого добьемся.
Генерация идей — увлекательный процесс, в который можно вовлекать всех, от нашего «клиента» до бабушек и дедушек.
Но и это не все, пусть даже вы чувствуете радость от процесса, а ребенок давно сделал все уроки. Мы ведь тут решили позаниматься дизайн- мышлением, не забыли? Теперь надо выбрать идею, которую будем пробовать в жизни. Если говорить по-научному — прототипировать.
Допустим, мы работали над вариантом «как мы можем помочь ребенку получать удовольствие от уроков?», и наша идея — снять видео о том, как ребенок делает уроки, а потом смонтировать смешной ролик для тик-тока.
Готовы? Тогда поехали. Честно объясняем ребенку, что происходит, снимаем, монтируем и выкладываем. Параллельно можно научиться друг у друга многим вещам и узнать о талантах ребенка, о которых вы даже не подозревали. Сделали? Отлично. Спросите у ребенка, понравилось ли ему.
Теперь наступает момент истины — тестирование:
– если ребенок сказал «нет» — отлично, выкидываем этот прототип и переходим к следующей идее.
– если ребенок ответил, что «от уроков нет, а вот от съемки — да» — тоже отлично! Обсудите, что можно улучшить, чтобы и от уроков «тоже да».
– если ребенок говорит: «уже оставь меня в покое со своими экспериментами, я сам все сделаю» — что ж, прототип не сработал, но цель достигнута. И так тоже бывает.
Экспериментируйте вместе
Самый главный вопрос: какой опыт получил ребенок во всей этой ситуации?
Он увидел, что родители начали разбираться с ситуацией, которая им не нравилась, искали причину, пробовали варианты, не отчаивались в случае провала. И этот опыт важнее и глубже, чем навязанная извне каждодневная пунктуальность в уроках.
А потом, вот увидите, ребенок сам начнет с вами экспериментировать: вопросы разные задавать, опыты ставить, развивать и укреплять свою креативную уверенность.
« Быть родителем— это значит стать исследователем, уметь экспериментировать, смотреть на ситуацию глазами ребенка и при этом не терять радость и удовольствие от общения.»
Об этом и еще о многом важном и полезном мы рассказываем на курсе «Профессия: Родитель». Приходите, будет интересно!