Click to order
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас. Подробнее
Экспертная команда Центра дизайн-мышления создаст индивидуальную программу для вашей компании по освоению метода дизайн-мышления и применению его в самых разных областях
Курсы по развитию креативного интеллекта подростков, поиску своего места в командной работе и освоению современных методологий рабочих процессов. Вебинары для родителей и учителей

Михаэль Леврик: «Бизнес-экосистемы нуждаются в прозрачности, открытости и новом мышлении»

Интервью в рамках Design Thinking Camp 2022
02.12.2022
  • Михаэль Леврик
    автор бестселлеров по дизайн-мышлению, чьи книги переведены более чем на 20 языков. В своей последней работе «Дизайн бизнес-экосистем» он описывает новый виток эволюции бизнес-моделей и приводит успешные примеры состоявшихся экосистем в разных странах. По завершении Design Thinking Camp 2022 команда «Центра дизайн-мышления» поговорила с Михаэлем Левриком о том, как должен мыслить предприниматель, чтобы создавать не только продукты или услуги, но и работающие экосистемы.
– Ваша новая книга начинается с описания десяти изменений мышления предпринимателя. Действительно ли их 10 и для чего сегодня необходимы такие радикальные переосмысления?
— Могу сказать, что два самых больших изменения в сознании и мышлении заключаются, во-первых, в том, как зарабатывать деньги, то есть какими могут быть бизнес-модели. А во-вторых, в том, как можно обеспечить экспоненциальный рост своему бизнесу. Сейчас я наблюдаю, что лица, принимающие решения, все еще слишком сильно цепляются за известные или уже откровенно устаревшие бизнес-модели вместо того, чтобы допустить серьезные изменения.

«Два самых больших изменения в сознании и мышлении заключаются, во-первых, в том, как зарабатывать деньги, то есть какими могут быть бизнес-модели. А во-вторых, в том, как можно обеспечить экспоненциальный рост своему бизнесу»

Компании, которые уже продвинулись в логике цифровой трансформации, освоили многие новые способы мышления и подходы к работе, такие как ориентированность на клиента или итеративная работа. Но проектирование бизнес-экосистем требует большего – этот формат должен допускать такие явления в бизнесе, как симбиоз, совместная эволюция и со-творчество между участниками такой системы. Работа с моделью экосистемы также предполагает освоение новые профилей лидерства, переход от командования и контроля к инициации и координации.
Проектирование бизнес-экосистем открывает новые возможности для роста, которые позволят компаниям стать более значимыми для клиентов. Кроме того, у клиентов появляются новые меняющиеся потребности: простота, автоматизация и обслуживание «в одном канале» все чаще становятся ожидаемым стандартом.
– Что именно подразумевается под бизнес-экосистемами и зачем их нужно проектировать?
Феномен бизнес-экосистем появился, чтобы предоставлять клиентам новые и уникальные предложения. Их нельзя спроектировать внутри отдельных вертикально интегрированных компаний. В свою очередь, чтобы создать такое кросс-системное предложение, необходимо перейти к радикально открытым формам сотрудничества. Не конкуренции, а именно кооперации. Реальность такова, что важно точно понимать, кто является потенциальным партнером по экосистеме, каковы их роли, какие навыки они привносят в игру и как будет решаться любая потенциальная совместная конкуренция.
Сегодня я сосредоточен на том, чтобы представить и спроектировать модели таких бизнес-экосистем. Я вижу растущий интерес игроков рынка, особенно среди банков и страховых компаний. Работаю над новой книгой, в которой объясняется, как проектировать бизнес-экосистемы.

«Для разработки бизнес-экосистемы требуется новое мышление, которое позволяет компаниям открываться внешнему миру, создавать прозрачность в отношении возможностей и ценностей и, наконец, брать на себя новые рыночные роли в новых или существующих экосистемах»

– Михаэль, скажите, пожалуйста, почему в Европе бизнес-лидерам так сложно мыслить с точки зрения бизнес-экосистем? Кажется, что европейские компании могли далеко уйти в плане построения новых моделей.


(Смеется) У нас тоже не все так хорошо, как хотелось бы! Многие лица, принимающие решения, слишком привязаны к знакомым и устоявшимся бизнес-моделям. Часто такие инициативы воспринимаются как средство расширения существующего рыночного пространства и увеличения продаж с помощью известных продуктов и решений. Однако такое представление имеет мало общего с построением успешной экосистемы бизнеса. Как правило, разговор об экосистемах может свестись к управлению партнерами и, в лучшем случае, к построению стратегии множественных продаж, которая ведет к линейному росту. Но экспоненциальный рост в этом случае будет невозможно обеспечить.
Дизайн-мышление Канвасы и упражнения
Это незаменимый рабочий инструмент, который будет полезен для тренеров, фасилитаторов, а также для тех, кто хочет практиковать дизайн-мышление в своих продуктовых командах
— Какие важные различия в традиционных моделях и экосистемах вы могли бы отметить?

— Во-первых, скажем про решение реальных проблем клиентов по всей цепочке создания стоимости. В экосистеме это потребует радикального сотрудничества между различными участниками системы, как бы сегментами ДНК этого экосистемного бизнеса.

Во-вторых, в центре внимания экосистем находится не сама компания или существующий продукт или услуга, а клиент с его текущими и будущими потребностями и задачами, которые он должен выполнить. Любой, кто начинает свое представление о бизнес-экосистеме строить от клиента, уже многое делает правильно.

В-третьих, важно мыслить с точки зрения эволюционного развития экосистемы, а это означает, что недостаточно оптимизировать существующие точки взаимодействия в рамках пути клиента. Ну и наконец, необходимо овладеть механизмом регулярной верификации качества потоков создания ценности в экосистеме. Научиться тестировать ценностные предложения и преимущества вовлеченных участников с помощью построения минимально жизнеспособной экосистемы (MVE). Только реальность показывает, могут ли экосистема и ее отдельные участники принести пользу покупателю. Бережливое тестирование – важная компетенция практиков создания успешных экосистемных решений.
— Какие компании, по вашему мнению, уже строят успешные бизнес-экосистемы?

— Здесь, я думаю, стоит посмотреть на опыт Китая, а не Европы. Китай наглядно демонстрирует, как компании создают новые цифровые экосистемы, которые быстро реагируют на новые же потребности клиентов и растут в геометрической прогрессии.
К экосистемам относятся такие компании, как Tencent, Alibaba, а также традиционные компании, которые прошли успешную трансформацию, например, страховая компания Ping An. Если говорить о других регионах мира, то в Северной Америке это новые интернет-магазины вроде Shopify или экосистемы от WeWork.
— Какие самые большие ошибки совершают компании при построении своей бизнес-экосистемы?

Я бы, наверное, переформулировал ваш вопрос и спросил: «А что успешные компании делают по-другому?» И ответил бы на него так: они ставят в центр своих бизнес-экосистем клиента и ценностное предложение, а не свою собственную компанию. Кроме того, они формируют новое мышление в рамках лидерства, которое позволяет управлять разнообразными интересами отдельных, часто весьма несхожих игроков.
Руководство и инструменты для проектирования бизнеса как платформы
10
Канвасов
для построения платформенной стратегии
43
PDF-страницы
с подробными
инструкциями
для фасилитаторов
— Что бы вы посоветовали компаниям, которые стремятся стать экосистемами?

— Всегда начинайте свой путь с клиента. Начните проектирование бизнес-экосистемы на основе уникального ценностного предложения, которое было создано с помощью процесса дизайн-мышления и проверено в первом минимально жизнеспособном продукте (MVP) или предложении. Возможность технического воплощения ваших идей имеет большое значение на протяжении всего цикла проектирования экосистемы, наряду с востребованностью для клиентов и бизнес-жизнеспособностью. Но востребованность важнее. Это также требует открытости и сотрудничества с самого начала. Эпоха централизованных торговых площадок в настоящее время все больше сменяется экосистемными подходами.
— У наших читателей накопилось много вопросов. Один из них: можете ли вы привести еще больше примеров хорошо спроектированных экосистем?

— Как я уже упоминал, большинство успешных экосистемных инициатив осуществляются в Азии. Рынок во многих областях более развит, чем в Европе. Самыми известными примерами в области, например, платежных экосистем являются Alipay и WeChat Pay. Они стали лидерами через свои экосистемные предложения для клиентов. Сегодня почти 90% транзакций совершаются Alipay и WeChat Pay в Китае. В Европе мы видим N26 с инициативами, обеспечивающими экспоненциальный рост.
В страховом секторе, например, мы видим инициативы Helvetia Insurance Group в сотрудничестве с Moneypark, направленные на решение всего, что связано с «домом». Многие поставщики финансовых услуг в настоящее время ищут экосистемные игры, связанные с такими темами, как «Дом», «Благополучие» и «Мобильность». Некоторые фокусируются на корпоративных клиентах и малом и среднем предпринимательстве, а также на целевом сегменте в Швейцарии.

Спасибо за беседу!

А мы ждем книгу Михаэля Леврика о дизайне экосистем для бизнеса на русском языке в 2023 году. Она выйдет при поддержке команды АНО «Центр дизайн-мышления» в Москве.

Курс-практикум о том, как правильно строить и применять карту пути сотрудника для трансформации и улучшения рабочих процессов
Поделиться:
Подписка на полезные новости!
Материалы, события, инструменты, методы и анонсы курсов для создания продуктов и услуг, ориентированных на клиентский опыт.
Made on
Tilda